17-го февраля состоялся просмотр фильма Робера Брессона «Карманник», снятого в 1959 году. Это один из шедевров выдающегося французского режиссера. Здесь, как и в других его картинах, почти отсутствует актерская игра, лицедейство. Нет таких привычных и желанных многим современным зрителям интриг, захватывающих действий и спецэффектов.

Подробнее: Фильм Робера Брессона «Карманник»

26 ноября в рамках лектория «Киноприкосновение к христианству» был показан один из шедевров  японского режиссера Акиры Куросавы «Ран» («Смута»), снятый в 1985 году. Предварял просмотр как всегда интересный и живой рассказ отца Ильи. Взяв за основу великое произведение У.Шекспира «Король Лир», Куросава снял яркий масштабный эпос с впечатляющими батальными сценами, прекрасной японской природой и музыкой, удивительно гармонично дополняющей повествование. Завораживает визуальная эстетика картины. А потрясающе красивые костюмы (за них картина получила премию «Оскар») помогают лучше понять  внутреннюю сущность героев.  Тревожные красные и желтые цвета  - цвета крови и предательства, противопоставляются умиротворяющему голубому - небесному. Можно сказать, что снят фильм  даже и не «по мотивам» шекспировской трагедии.  Будто бы похожая история случилась в другое время и в другом месте. Фильм «Ран» затягивает в символически яркий и просторный, но одновременно душный и мрачный мир, в котором кипят бессмысленные страсти. Постаревший отец, не послушавший доводов младшего сына, решением о разделе владений вверг братьев в ожесточенную войну за власть. Но очень скоро, всеми покинутый, лишившийся рассудка, он остается один на один со своим горем, и лишь младший сын с его жертвенной и всепрощающей любовью становится его опорой. Образ возвращения,  в данном случае, «блудного отца», осознания своей ответственности за все происходящее, искреннее и глубокое раскаяние  отсылает нас к Евангельской притче.  Фильм смотрится на одном дыхании. Последняя же сцена, где мы видим слепого мальчика, нащупывающего дорогу на краю обрыва – как символ человека, всегда стоящего на краю выбора между добром и злом.

22 октября в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели чудесный фильм режиссера Ясудзиро Одзу «Поздняя весна». Он является первой частью трилогии («Поздняя весна» 1949 г., «Раннее лето» 1951 г., «Токийская история» 1953 г.), посвященной взаимоотношениям в семье, гармонии отношений между близкими людьми и тому, как важно ее сохранить. Это особенно актуально сейчас, когда современный мир объявил войну традиционным семейным ценностям.
В этом фильме мы видим удивительную обжигающую нравственную чистоту отношений главных героев. Овдовевший профессор  хочет выдать замуж единственную дочь, понимая, что семья – это единственное подлинное призвание человека. А ей и мысли не приходит об устроении своей жизни. Она готова и дальше жить заботами об отце. И тогда профессор решается на хитрость… Он бы считал преступлением не сделать всего для того, чтобы его дочь была счастлива. И зритель верит и надеется, что семейное счастье действительно согреет ее душу…
В художественном смысле фильм «Поздняя весна» являет дивную простоту, доведенную до совершенства. Взгляд камеры, как будто стоящей на одном месте, позволяет быть соучастником происходящего. Наблюдать за каждой мизансценой внутри конкретного кинопространства.
И еще нельзя особо не коснуться финала картины. Едва ли в мировом кинематографе найдется десяток кадров, наделенных таким глубочайшим пониманием происходящего в человеческой душе. Да, профессор остался один. Но, его самоотверженный поступок открыл величайший смысл: мир создан для любви! И становится не важно, сколько продлится  его земная жизнь, она уже уходит в вечность…

9-го мая на Светлой седмице состоялся очередной просмотр в рамках молодежного клуба «Петровский парк». Мы посмотрели выдающийся фильм датского режиссера Карла Теодора Дрейера «Слово».

По мнению опытных в области кино людей «лучше Дрейера может быть только поздний Дрейер». «Слово» - это предпоследний фильм выдающегося мастера, снятый в 1955 году. В качестве сюжета взята одноименная пьеса известнейшего в Дании лютеранского проповедника  XX века Кая Мунка. Сам автор этой пьесы закончил жизнь в концлагере, фактически пострадав за христианскую веру,  и считается в Дании мучеником.

Не погружаясь глубоко в сюжет, который не принципиален для великих творений человеческого духа (кино здесь не исключение), можно сказать, что фильм посвящен встрече каждого человека с Богом. Развитию живой веры в его душе от реального соприкосновения с Божьим словом, живым и действенным, проникающим  в нас и через слух, и через  окружающий мир, и исходящим от небес. Само название, данное и пьесе, и фильму, свидетельствует не только о тех цитатах из Евангелия, которыми изобилует киноповествование,  но и о присутствии самого Божьего Слова – Христа – в нашей жизни. Это свидетельство К.Т.Дрейер проводит через всю атмосферу фильма как некую внутреннюю тишину, некий, наполняющий всякий кадр, свет, от которого нельзя оторвать взгляд. Зрителю явлено сверхъестественное действие благодати Божией, но оно становится ощутимым только при абсолютно возможной для каждого свидетеля этой благодати проявленной веры. Поэтому и главное чудо фильма совершается лишь тогда, когда каждый (еще раз подчеркнем, каждый), кто увидит это чудо, со своей стороны сделает возможный для него в этот момент шаг навстречу Христу – владыке жизни и смерти.

Художественное же совершенство фильма «Слово» не поддается никакому описанию. Дерзнем сказать, что средствами кинематографа Дрейер достигает «вермееровского эффекта» - живого, светящегося, все наполняющего воздуха. Все это, снятое на Земле, исполнено как будто неземной красоты, все проникающего небесного света.


 Протоиерей Илья (Шапиро)
 

 

11 апреля в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели  фильм датского режиссера Карла Теодора Дрейера «День гнева», стоящий немного в тени его величайших шедевров, но, при этом, не менее великий.

Действие разворачивается в средние века, в эпоху разгула темных сил. Стоить отметить, что в фильме показан процесс над настоящей ведьмой, которую впоследствии сжигают на костре. Режиссер подчеркивает, что были времена, когда этому страшному явлению - сознательному служению сатане - давалась адекватная оценка.

В фильме «День гнева», как и в других работах великого режиссера, лаконичность киноповествования возведена в степень совершенства. Кажущаяся скупость художественных приемов, медлительный темп киноповествования многократно усиливают мощь внутренних переживаний героев картины. К.Т.Дрейеру свойственно создание особой атмосферы, пронизывающей всю картину. Здесь – атмосфера Суда. Физическое ощущение неотвратимости воздаяния за творимые беззакония не покидает зрителя в течение всего фильма. Зло, в какие бы одежды не рядилось, будет обличено в день Суда Божия.

Какими мы предстанем в День Гнева?.., «не я ли, Господи?..»

21 февраля в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Нам был показан фильм выдающегося режиссера Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар». Радостно было видеть среди зрителей – и уже полюбивших этот фильм И.А.Красовицкого, И.В.Затуловскую, и впервые посетившего наш проект дорогого настоятеля о. Димитрия Смирнова.

Абсолютная отточенность и наполненность смыслом каждого кадра являются особенностью всего творчества великого мастера Брессона. Но в этом фильме еще глубже даже, чем в других его работах, чувствуется сильнейшее внутреннее напряжение, не ослабевающее до самого конца. Художник достигает огромной выразительности образов героев почти без актерской игры. Без намека на натурализм, как бы исподволь, приоткрываются самые страшные стороны бытия человеческого. В фильме образно явлена вся библейская история от сотворения мира до крестной смерти Господа Иисуса Христа, и далее – до конца времен. В ослике Бальтазаре, терпеливом и смиренном, художник дерзновенно являет нам невидимое присутствие Живого Бога. На глазах Бальтазара проходит жизнь человеков: большей частью – жестоких, реже – милостивых. Люди в основном пренебрегают присутствием ослика, а то и нещадно его эксплуатируют, издеваются над ним, или оказывают ему внимание, помощь, любовь. Тогда мы видим, отчетливо и ясно, отпадение человека от Бога или приближение к Нему. И как, например, не тронутое даже тенью греха лицо молодой девушки в начале фильма, увы, со временем отражает на себе печать нравственного падения и беззакония. В финале, преисполненный страданиями, Бальтазар умирает. К нему, откуда-то издалека (не из глубины ли веков!) собираются овцы, но, гонимые суетой, отворачиваются от него …

Этот фильм из числа высших достижений Робера Брессона и мирового кинематографа в целом. В нем с огромной силой звучит подлинная христианская проповедь. Невозможно забыть пронзительный образ главного героя фильма – поистине самое живое в нем существо.

31 января в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». На этот раз отец Илья представил нашему вниманию произведение французского режиссера Робера Брессона «Дневник сельского священника», снятый в 1950 г. по одноименному роману Жоржа Бернаноса. Фильм производит неизгладимое впечатление. В нем мастер показал возрастание человеческой души через страдания до того состояния, когда слово обретает мощь, становится действенным! Мы видим молодого смертельно больного священника, который проходит свой крестный путь, испытывая невероятные физические и душевные страдания. Кажется, что не сможет он, слабый и не уверенный в себе, помочь ни одному из жителей деревеньки начать жить по-евангельски. Если порой так сложно найти мир с самим собой. Но, короткая жизнь героя картины показывает то единственное, для чего должен жить христианин. А сомнения и, даже,  ощущение богооставленности, - это признак того, что в человеке происходит все по-настоящему. И Робер Брессон позволяет зрителю ощутить такие сокровенные движения человеческой души. Здесь не стоит вопрос глубины веры, здесь путь души, ищущей святости. Режиссер смог с удивительным пониманием и тактом показать что есть христианская жизнь. Этот шедевр мирового кинематографа можно назвать одной из самых ярких кинематографических проповедей Христа. 

О просмотре фильма А.Хичкока «Не тот человек»

       10 января в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели шедевр выдающегося режиссера Альфреда Хичкока «Не тот человек», снятый в 1956 году. Для зрителей, знакомых с творчеством А.Хичкока, фильм покажется не характерным. Хотя, как и многие его картины, снят на высочайшем уровне. Здесь в полной мере проявились тактичность, аристократизм и чувство вкуса мастера своего дела. Каждый кадр, как будто, просится стать отдельной картиной, помещенной в рамку.  Но, на этот раз, режиссер, окончивший в свое время католический колледж,  поднял именно христианскую тему. Сюжет  ленты основан на реальном факте обвинения человека в преступлении, которого он не совершал. По словам самого А.Хичкока «…это невыдуманная история, где каждое слово правда. И всё же (в этой картине) есть вещи причудливее, чем в любом из триллеров, которые я снимал для вас раньше». Он показал человека, подавленного сложившимися против него зловещими обстоятельствами, чуть было не ставшего жертвой страшного приговора. Но, впоследствии, научающемуся истинной молитве не только об избавлении от скорбей, но о даровании сил перетерпеть скорби. И уже кажется не случайной ошибка, по которой обвинили невиновного. Может быть никогда бы и не услышал герой картины важных и таких трогательных слов своего сына, никогда не испытал бы в полной мере чувства ответственности за все, что происходит вокруг. Промысел Божий о возвращении человека в самого себя показан в этой картине как бы на кинематографическом уровне. А.Хичкок, видимо, знал не понаслышке, о глубине молитвы, о предстоянии человека перед Богом. Классический хеппи-энд, потребованный от режиссера продюсерами, вынесен за рамки киноповествования. Истинным художником оставлена недосказанность, которая более важна и глубока, чем счастливая и безоблачная, но, все-таки, точка. А для христианина важно, что герой не перестает надеяться, верить и молиться. 

13 декабря в рамках молодежного клуба «Петровский парк» состоялась очередная встреча–просмотр  в рубрике «Киноприкосновение к христианству». Мы посмотрели чудесный фильм режиссера Ясудзиро Одзу «Поздняя весна». Он является первой частью трилогии («Поздняя весна» 1949 г., «Раннее лето» 1951 г., «Токийская история» 1953 г.), посвященной взаимоотношениям в семье, гармонии отношений между близкими людьми и тому, как важно ее сохранить. Это особенно актуально сейчас, когда современный мир объявил войну традиционным семейным ценностям.
А в этом фильме мы видим удивительную обжигающую нравственную чистоту отношений главных героев. Овдовевший профессор  хочет выдать замуж свою единственную дочь, понимая, что семья – это единственное подлинное призвание человека. А ей и мысли не приходит об устроении своей жизни. Она готова и дальше жить заботами об отце. И тогда профессор решается на хитрость… Он бы считал преступлением не сделать всего для того, чтобы его дочь была счастлива. И зритель верит и надеется, что семейное счастье действительно согреет ее душу…
В художественном смысле фильм «Поздняя весна» являет дивную простоту, доведенную до совершенства. Взгляд камеры, как будто стоящей на одном месте, позволяет быть соучастником происходящего. Наблюдать за каждой мизансценой внутри конкретного кинопространства.
И еще нельзя особо не коснуться финала картины. Едва ли в мировом кинематографе найдется десяток кадров, наделенных таким глубочайшим пониманием происходящего в человеческой душе. Да, профессор остался один. Но, его самоотверженный поступок открыл величайший смысл: мир создан для любви! И становится не важно, сколько продлится  его земная жизнь, она уже уходит в вечность…

Статья-интервью с о.Ильей о классике японского кино