Почему надо уметь распознавать и выражать чувства.
 
Понимая свои чувства, педагог лучше поймет и распознает чувства собеседника, сможет посочувствовать. А это очень важный дар. Большинству людей, которые к нам обращаются, нужно сочувствие, соучастие. Внимание к чувствам другого человека  делает нас более бережными и располагает к доверительному общению. Особенно это важно в разговорах с детьми.
Еще раз вспомним: каждый человек в каждый момент времени что-то чувствует, потому, что в разных сферах его жизни все время что-то происходит и чувства являются реакцией на происходящее.
Например, встав рано утром, человек едет на работу, которую очень любит и там ждет его интересная встреча. Какие чувства он может испытывать? Может быть сонливость и недовольство, что надо было рано вставать, приятное оживление от того, что предстоит встреча, радость, от того, что начался день и есть любимая работа, тревога от того, что предстоит встретиться с незнакомыми людьми, м.б. его еще раздражает громко разговаривающий сосед в метро…
Все эти чувства находятся как бы в смешанном состоянии. Если человек не привык разбираться со своими чувствами и понимать, какое именно из чувств сейчас доминирует и из какого чувства он действует, то сложно говорить о получении осознанных результатов действий.
В нашем примере раздражение человека могло быть связано с его недовольством ранним подъемом, а он станет выговаривать пассажиру за его громкий голос. Но, может быть, ему только показалось, что говорят громко.
Или, напротив, будучи оживлен предстоящей интересной встречей, он не заметит, как грустит сотрудница за столом, чуть не плача, пройдет мимо, крикнув весело: «Привет!».
Итак, начинается рабочий день. Каждый педагог и воспитатель начинает его, уже имея набор различных чувств, которые могут помешать ему быть «здесь и сейчас» в рабочем процессе. Поэтому важно перед началом любого совместного дела войти в контакт со своими чувствами, выразить их, поделиться ими, чтобы во время работы быть активно включенным в происходящее.
  
Что важно для совместной работы в коллективе.
 
Для совместной работы в коллективе очень важно в начале работы проводить так называемую «минуту тишины», когда каждый участник встречи делится теми чувствами, которые им сейчас владеют м.б. кратко рассказывая о событиях, которые вызвали эти чувства. Это необходимо, во-первых, потому, что сильные чувства захватывают внутреннее внимание человека, и он не может эффективно работать,  быть «здесь и сейчас».
Рассказав о чувствах, человек освобождается от них на время коллективной работы, а значит будет работать более эффективно. Кроме того, когда мы делимся чувствами – мы доверяем их другим членам коллектива – это создает атмосферу доверия и дружелюбия. Если есть нужда, то можно о проблеме еще и помолиться.
 
«Два кита» эффективной коллективной работы.
 
Всегда стоит помнить о «двух китах», на которых держится эффективный воспитательный процесс и коллективная работа. Это безопасная форма выражения чувств «я - высказывание» и форма отзыва о проделанной другими работе  - «помогающий отзыв».

«Я – высказывание».

Используя форму «я – высказывание», мы говорим о своих чувствах по отношению к поступкам человека, происходящим  с ним событиям.
«Я огорчаюсь, когда опаздывают на встречу», «меня раздражает, когда при разговоре со мной стоят ко мне спиной», «я рад, что ты сегодня работаешь с нами», «меня вдохновляет твое присутствие».
Форма «я – высказывание» позволяет сообщить о чувствах, не давая оценок. Такая форма не вызывает ответной агрессии, или стремления защититься, дает возможность безопасного общения и учит уважительному взаимодействию. Легко сказать: «Ну, ты и бестолковый!», труднее сформулировать: «Я огорчаюсь, когда не могу объяснить, что мне надо», или фразу: «Нельзя быть таким невнимательным!» заменить на: «Меня расстраивает, когда меня слушают невнимательно».
Для того чтобы привыкнуть к такой форме выражения чувств, необходимо уметь осознавать чувства, важно «давать им имена», а для этого хорошо иметь перед глазами словарь чувств и вести дневник чувств на первых порах. Дневник чувств, это фиксирование основных чувств, которые возникали за день. Важно иметь ежедневную практику осознания своих чувств. Для начала просто часто останавливаться внутренне и спрашивать себя: «Что я сейчас чувствую и по какому поводу».
 
«Помогающий отзыв».
 
Второй важный момент, необходимый для успешной работы в воспитательном коллективе, это умение давать отзыв о проделанной работе друг друга и, особенно, ребенка. В основе «Помогающего отзыва» лежит желание так сказать о проделанной работе другого человека, чтобы, прежде всего, ободрить его, вдохновить на дальнейшую работу, поддержать в начатом деле. Этому и надо уделить 80% времени обсуждения. Сказать, что получилось хорошо, конкретно назвав, что именно, сказать слова ободрения и поддержки. И дальше в течение 20 % времени сказать, что необходимо добавить, чтобы было еще лучше. Причем говорить стоит в корректной и конкретной форме, не давая оценок, и не вешая ярлыков.
Приведем пример «помогающего отзыва». Допустим, сделана стенгазета.
Как это будет звучать.
«Стенгазету сделали во время, спасибо. Яркие краски оформления. Со вкусом подобраны рисунки и вырезки. Написаны интересные статьи – использован неизвестный материал. Стиль лаконичен и прост. Развлекательный уголок очень живо читается. Кроссворд интересен – я не смог отгадать слово. Чувствуется, что работала команда. Очень грамотно руководил. П.,  каждому смог дать свой участок работы. (Можно еще сказать по работе каждого, что было сделано хорошо).
Что хотелось бы добавить. В следующий раз стоит привлечь к работе больше людей. Статью поручить кому-то, кто написал бы еще в каком-то другом стиле, м.б. подобрать побольше кроссвордов и головоломок».
Если в работе реально недостатков больше чем достоинств, то важно на первом разборе все равно соблюсти принцип «80 на 20», и только в следующий раз сказать, что добавить, чтобы исправить положение.
Исходить стоит из понимания, что все стараются сделать КАК ЛУЧШЕ, но только иногда получается КАК ВСЕГДА. И если сохранить дружелюбие и вдохновение – все будет исправлено.

 

Наталия ПОНОМАРЕВА