Библейские песни
– девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первоначально
библейские песни читались во время богослужения, в VI - VII вв. к ним
стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию
данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а
сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В
настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста.
Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после
перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1-19). Вторая -
песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о
наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1-43).
Третья - песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего
израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11).
Четвертая - песнь пророка Аввакума
прославление Господа (Авв. 3; 1-19).
Пятая - песнь пророка Исаии "От ноши
утреннюет дух мой" (Ис. 26; 9-19).
Шестая - песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10).
Седьмая и восьмая - песни трех еврейских отроков, которые за
исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были
брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились
(седьмая Дан. 3; 26-56,
восьмая - Дан. 3; 67-88).
Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в
каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая - песнь Пресвятой
Богородицы "Величит Душе Моя Господа" (Лк. 1; 46-55)
и песнь Захарии о
рождении сына - Иоанна
Крестителя (Лк. 1; 68-79).
По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве
канонов (кроме Великого канона св. Андрея
Критского) она отсутствует.
Ирмос, от греч. слова связь, ряд от
глагола нанизывать, ставить в ряд, в связь с чем-либо. Ирмос
есть идеологическая связка между данной песнью канона и песнью
библейской; он является и музыкальной, и метрической связкой и образцом
для всех тропарей данной песни канона. Все тропари должны были бы и в
смысле ударения, количества слогов и напевов, быть приставленными в ряд
к данному ирмосу, быть на него нанизанными.
Катавасия (греч.
καταβασία
- схождение, от глагола сходить, спускаться) — название
ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо
после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Само название происходит от предписания
Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров
(клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
«Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от
библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для
восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается,
как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу
называется катавасией
(καταβασία
=
κατάβασις)
— схождение, возвращение (войска с похода). В самые великие
праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие
праздники, и в том числе в воскресенье, катавасией служит
ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией
служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших
песней — 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и
заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве
катавасии».
О формате Прикосновение
к православной гимнографии
Отчет о первой встрече формата и о стихире "Совет превечный"
Статья "Использование молитвенного опыта Церкви при проведении
евангельских групп" на сайте predanie.ru