В начале 2022 года театральной студией «Петровский парк» храма Благовещения в Петровском парке был поставлен спектакль по пьесе, которая в основе своей имела мою любимую книгу Элинор Портер «Поллианна». Он был несколько раз показан в Православном просветительском центре, который действует при храме, и даже отправился на гастроли и на фестиваль. Что же такого необычного в этом спектакле, почему он оказался так востребован? Хочу поделиться с читателями своими впечатлениями от участия в этой постановке.

Книга американской писательницы Элинор Портер — о маленькой девочке, родившейся в семье бедного пастора, впечатлила меня сразу. Маленькая Поллианна, которая потеряла своих родителей и вынуждена была поехать жить к близкой родственнице, не имевшей до нее никакого дела, покорила своим желанием жить и радоваться несмотря ни на что. Такие сюжеты, когда ребенок оказывается сильнее взрослых, очень редки и необычны, и они заставляют задуматься, на многое «открывают» глаза, производят огромное впечатление. В сюжете оказалось, что внутреннее неприятие Поллианны родной тёткой происходило не столько от того, что женщина была черствой по характеру, сколько из-за личной драмы женщины и ее негативного отношения к отцу девочки. Многих усилий стоило племяннице растопить это замерзшее сердце. Но благодаря тому, что пастор был замечательным человеком и воспитал в Поллианне глубокое чувство веры, любви к людям и радости жизни, девочке удается адаптироваться в сложной ситуации и даже изменить людей вокруг себя. А главное — саму тётю, ведь племянница заставляет её по-другому посмотреть на мир, иначе относиться и к себе самой, и к отцу Поллианны, и к самой жизни. Она приносит с собой в мир окружающих людей свет, радость и тепло. В результате мир дает ей свой отклик — позднее, оказавшись в труднейшей, трагической жизненной ситуации, Поллианна получает от них ответную поддержку, что спасает ее от тяжелого недуга.

Я узнала об этой книге где-то в 2010 году, когда находилась в сложных жизненных обстоятельствах, и благодаря своему сюжету книга очень поддержала меня, буквально перевернула. В ней содержится много простых и очень важных мыслей о том, что в любых испытаниях и случаях жизни нужно находить светлую, полезную сторону, о том, что нельзя унывать, иначе тебя это просто обездвиживает и мешает продолжать идти по жизни дальше.

Когда я узнала, что студия хочет поставить спектакль по этой пьесе, то чрезвычайно обрадовалась: мне почему-то даже в голову не приходило, что ее можно поставить на сцене, а ведь это замечательная мысль. Я сразу поняла, насколько она будет актуальна и что будет иметь хорошее воздействие на зрителей, особенно детей, ведь она воспитывает в ребенке, да и в любом человеке, очень хорошие, правильные мысли.

Я присутствовала на самых первых репетициях «Поллианны», на читке, распределении ролей. Было очень интересно изучить все образы героев по характерам и поступкам, разобрать их буквально досконально, проследить за их развитием. Сначала я получила в пьесе небольшую роль — персонаж второго плана, миссис Пейсон. Руководитель студии Мара Уварова захотела попробовать меня во втором составе, поскольку в студии есть традиция использовать в постановках по два состава, чтобы все смогли сыграть.  Миссис Пейсон — это характерная роль, это простая женщина из того городка, где живет Поллианна. Она имеет семью, но живет в бедности и постоянно ссорится с мужем, их семья находится на грани развода.  В конечном итоге Поллианна очень помогла этой семье осознать, что не стоит разрушать свое «гнездо».

Еще, поскольку я человек поющий, я захотела участвовать в очень забавной коллективной сцене — хоре Дамского комитета (в спектакле есть музыкальные сценки — вокальные номера). Хотя в дальнейшем я не смогла поучаствовать в премьере по причине отъезда, это было замечательное время и отличный опыт.

Период подготовки к постановке был, наверное, самым интересным: мы изучали материалы, читали об авторе книги, углублялись в историю Соединенных Штатов Америки начала 20 века, поскольку сюжет был написан об этом времени. Мы пересмотрели много видеоматериалов даже о природе Северной Америки и об ее городках. Изучали предметы быта той эпохи, платья, костюмы, «перелопатили» кучу фотографий в интернете.

Героев в пьесе довольно много, хотя это сокращенный вариант книги. Вначале мы разбирали все роли в общем кругу, высказывали свои впечатления о книге и пьесе. Чтобы хорошо понять пьесу, нужно знать не только её и ее автора, но и первоисточник — книгу, по которой она написана. Многим ребятам из состава пришлось читать книгу впервые, потому что они о ней не знали. К постановке были привлечены и дети, они тоже с удовольствием прочли книгу и пьесу.

Каждый изучал отдельно и своего героя. Мы составляли его биографию, чтобы лучше вникнуть и вжиться в героя. Я искала материалы о жизни маленьких городишек Америки того времени, о составе населения, сословиях, роде занятий горожан. Поскольку в студии есть традиция использовать два состава актеров, мне посчастливилось разбирать свою роль не в одиночку: у меня была напарница по роли — Анастасия Кондрашова, с которой мы вместе пытались понять характер героини. Было очень интересно. Мы пытались догадаться, кто такая была миссис Пейсон и вся ее семья, какого сословия, кого рода деятельности, каким мог быть ее внешний вид. У этого персонажа достаточно загадок. Хоть роль и маленькая (она практически только говорит монолог ближе к концу пьесы, придя навестить больную Поллианну), но довольно яркая, потому что имеет контраст с обществом, в которое она пришла, по положению. (Героиня переломила себя и пришла ради девочки, которая ей помогала, в дом ее богатой тетки, в который бы эта женщина вряд ли осмелилась ступить раньше).

Работа над спектаклем шла довольно долго: корректировали текст пьесы, что-то исправляли, вставляли. Затем проводили читку, читали пьесу в общем кругу, как это  полагается в театрах; делали поправки к ролям. Потом утвержденные на роль актеры «проходили ногами» сцены и действия, пробовали, меняли мизансцены.

Кроме этого было проделано много другой работы: подбирали реквизит, собирали детали интерьера, мебель, продумывали костюмы… По костюмам мы даже читали статьи в интернете, и Мара, которая по образованию сценограф, присылала нам разные материалы, вплоть до собственных эскизов костюмов, близких к той эпохе. Подбирали также звуковое оформление, долго репетировали с хором. Процесс постановки немного растянулся, поскольку помешала и пандемия, и тщательная подготовка к постановке. За это время менялся состав участников. Потом репетиции прервал карантин. Но несмотря на все это работа была закончена. Руководительница студии — Мара Уварова, вместе с актером и режиссером Музыкального театра юного актера (МТЮА) Валерием Николаевичем Шалавиным, который помогает работать с нашими актерами, решили простимулировать процесс, поставив конкретные сроки показа, и после этого работа ускорилась.

Звуковое оформление спектакля и репетиции вокальных номеров взял на себя диакон Яков Кудрин. Он же играет в этом спектакле роль Пастора городка Белдингсвилль. Параллельно с нашей работой художник Екатерина Штеренберг создавала декорацию-задник, изображающую этот городок, утопающий в зелени деревьев. Главным цветовым пятном, доминантой в композиции задника является белый храм. Это символично и относительно сюжета пьесы. Костюмы подбирала профессиональный художник по театральному костюму — Майя Арсеньева.

Когда спектакль, наконец, был готов, я с удовольствием пришла посмотреть премьеру. Она состоялась весной 2022 года, 24 апреля, на Пасху. До  этого, в феврале, были предпремьерные показы, но попасть не удалось. Слышала, что они прошли как полноценная премьера. В этом сезоне я смотрела спектакль единожды и видела только один состав, но зато он был тот, с которым я начинала репетировать. Очень была этому рада: можно было посмотреть, как  справились мои «коллеги» со своими ролями. От премьеры была в восторге. Очень живой получился спектакль, герои очень живые, есть и доля юмора в персонажах. После этого состоялось еще несколько показов, студию даже приглашали с гастролями на фестиваль: 10 апреля в Котельниках состоялся фестиваль-конкурс «Театральный марафон», где коллектив стал лауреатом 2 степени, а две исполнительницы получили две первых премии: Настя Кузьмина — за лучшую главную женскую роль (Поллианна) и Мария Богданова — за лучшую роль второго плана (мисс Ганновер, дама благотворительного комитета).

Я обратила внимание, что игра ребят все улучшается, и в спектакль были внесены маленькие изменения, улучшающие его. В итоге в прошлом сезоне его сыграли пять раз. Оказалось, что из спектакля даже удобно показывать отдельные сцены, поэтому он с успехом поучаствовал также в фестивале «Трудные подростки».

Жалела, что не поучаствовала в «Поллианне» и долго размышляла, как бы это сделать. Решила, что если представится возможность — непременно поучаствую. И вдруг осенью 2022 года узнаю, что студия продолжает ее показывать, и что Мара приглашает людей в массовку: не хватает актеров для массовых сцен.  Также узнала, что студию даже пригласили на фестиваль в ДК «Северный» в городе Долгопрудном, и туда тоже нужны были актеры массовки. Я решила взять реванш. Вот тут-то я вдоволь посмотрела на репетиции, подготовку, поучаствовала и была в восторге. Оказывается, чтобы играть грамотно в массовке, нужно тоже не один раз репетировать, поскольку всё должно идти и действовать слаженно. Если людей нужно много, то ходя по сцене хаотически, как вздумается, они могут сталкиваться. Этого никак нельзя допустить. Всё должно выглядеть красиво. Кроме того, всех персонажей массовки нужно чем-то занять и сделать так, чтобы они в своих действиях выглядели естественно. У нас было целых пять очень интересных сцен: встреча поезда (я была дамой, которую встречает ее семья), выслушивание первой проповеди в церкви, затем второй; участие в свадебной церемонии и заключительная сцена — группа гостей в доме миссис Полли, встречающая Поллианну, возвращающуюся с лечения домой. Во время подготовки этой маленькой роли из массовки произошло тоже много интересного: во-первых, подбор костюма. Времени было мало и в запасниках нашлось только два костюма, подходящих к началу 20 века. Режиссер выбрала один, и он пришелся мне как раз в пору. Участницы же рассказали интересную вещь: до этого он никому не подходил. Костюм нашел меня. Затем, когда распределяли, кто что будет делать на сцене,  мне неожиданно дали партнеров — двух новых участников студии, которые тоже были дебютантами: Дмитрия и его сына Савву. Поскольку образовался такой состав, то решили, что в сценке будет воссоединяться семья: мать семейства откуда-то возвращается на поезде и ее встречают муж и сын. Это было очень мило и неожиданно, поскольку я думала, что придется одной «выходить из поезда» с чемоданом. Так мы потом и играли остальные сцены втроем. Спектакль получил на фестивале Семейных театров в ДК «Северный» награды "За лучшую главную детскую роль" (Настя Кузьмина) и "За художественное оформление", а также Грамоту за "Лучший спектакль семейной театральной студии". В ДК «Северный» мы показывали только отдельные сцены, а вот потом, позже, показали весь спектакль целиком, снова в Просветительском центре храма Благовещения в Петровском парке.

За эти дни я прочувствовала всю полную работу над спектаклем. Видела и как крепят декорацию, и как готовят роли, и саму работу режиссера и руководительницы. Очень это все люблю. Пришлось учить также «Оду к радости» Бетховена — Шиллера, гимн, который все участники поют в конце спектакля. Какие-то моменты были даже экспромтовыми, так как что-то решалось прямо на месте, как, например, с недостающими деталями костюма. Но участники все помогали друг другу.

Спектакль получился отличный. А Мара Уварова защитила выпускную квалификационную работу (магистерскую ВКР) на его материале в январе 2023 года. Думаю, там есть отдельные детали и места, которые можно и нужно дорабатывать, но это нормальное явление, так как студия развивается, учится. В целом могу сказать, что на фоне многих других спектаклей любительских студий эта постановка выглядит очень теплой, живой и настоящей, то есть она рассказывает настоящую живую историю. В этом заслуга всех участников, и руководителя, и актеров, которые передают то отношение, которое испытывают к ней сами. Зрители это чувствуют, а их трудно обмануть.

Очень рада за ребят, они проделали огромную работу по постановке этого спектакля, они все большие молодцы!

Наталья Фролова

Подробнее о спектакле